Признаки суицидального поведения у подростков
Признаки суицидального поведения у подростков
• Уход в себя. Стремление побыть
наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Скажем больше, в подростковом возрасте это желание является естественным. Подростки
начинают задумываться о смыслах жизни, выстраивать свой мир, свое пространство
и ограничивают доступ в него близких родственников. Например, на двери комнаты
подростка может появиться табличка «Не входить, охраняемая территория». При
этом мы должны помнить (рассказать родителям), если замкнутость, обособление
становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится
близких друзей, это может быть симптомом самоизоляции, бегства от какой-то
«невыносимой» ситуации.
• Капризность, привередливость. Каждый
из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние у подростков может
быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, информационной перегрузкой,
влюбленностью, школьными или семейными неурядицами и т.п. Но когда вы
наблюдаете, что настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между
возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.
• Депрессия. Это глубокий
эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Что
касается подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом
могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго могут не
замечать перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и
открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка.
• Агрессивность. Многим актам
самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к
окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить
на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает
противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от агрессивного
подростка. Обратите внимание на детей и подростков, у которых в последнее время
повысилась агрессивность, были нехарактерные для них вспышки гнева, ярости.
• Нарушение аппетита. Отсутствие или,
наоборот, ненормально повышенный аппетит бывают тесно связаны с
саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий
потенциальной опасности. Наличие подобной проблемы педагог-психолог может
прояснить у родителей.
• Раздача подарков окружающим. Некоторые
люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. У
подростков происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Это
проявляется либо через раздачу вещей (дисков с играми, музыкой, любимой одежды
и др.), или через игнорирование этих ценностей (ходит только в одной одежде,
остальное висит в шкафу; не слушает любимые музыкальные диски, не смотрит
любимые передачи и т.п.) Как показывает опыт, это — прямой предвестник грядущего
несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа
для выяснения намерений потенциального суицидента.
• Психологическая травма. Каждый
человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может привести
крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний,
которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным
укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и
интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут
показаться подростку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод
родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него
могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.
• Перемены в поведении. Внезапные,
неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом внимательного
наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый ученик неожиданно для
окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к
нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве
или психологической травме, а подросток стремиться скрыть свои переживания под
маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение
энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.
• Угроза. Если подросток открыто
высказывает намерение уйти из жизни - это должно восприниматься серьезно. Эти
заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся
самоубийстве. Необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь,
не отпускать из своего кабинета, пока не будет оценена степень риска
проинформировать родителей, в случае необходимости проконсультироваться у специалистов-медиков
(по телефону).
• Активная предварительная подготовка. Она
реализуется через активные действия: собирание информации об отравляющих
веществах и лекарствах (других способах самоубийства) через анализ
специфической литературы или интернет, разговоры о суициде как о легкой смерти,
посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной
жизни и т.п.
Раннему выявлению подростков с
эмоционально-поведенческими нарушениями и суицидальным риском способствует
навык наблюдения. Дети и подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются.
Изменяется эмоциональная составляющая, поведение, внешний вид, отношения с
одноклассниками и друзьями, интересы и др.
Внешние и поведенческие ключи суицидального риска:
• Тоскливое выражение лица.
• Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая
направленность на свои страдания, слезливость.
• Гипомимия (повышенная, часто неестественная активность мимики
лица).
• Амимия (отсутствие мимических реакций).
• Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость ответов,
отсутствие ответов.
• Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации,
причитания.
• Общая двигательная заторможенность или бездеятельность,
адинамия (все время лежит на диване).
• Двигательное возбуждение.
• Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
• Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость,
злобность, раздражительность, ворчливость.
• Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим,
чувство ненависти к благополучию окружающих.
• Чувство физического недовольства, безразличное отношение к
себе, окружающим, чувство «бесчувствия».
• Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная
(мотивированная).
• Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх
мотивированный.
• Тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством
отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях
вокруг.
• Оценка собственной жизни, пессимистическая оценка своего
прошлого, избирательное воспоминание о неприятных событий прошлого.
• Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие
перспектив в будущем.
• Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту с
окружающими, поиски сочувствия) либо нелюдимость, избегание контактов с
окружающими
• Расширение зрачков, сухость во рту ("симптомы сухого
языка"), тахикардия, повышенное АД, ощущение стесненного дыхания, нехватки
воздуха, ощущение комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная
сонливость, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, запоры,
нарушение менструального цикла (задержка).
Словесные ключи (что проговаривает ребенок):
• Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях:
«Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все
это закончится!».
• Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о
бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
• Уверения в беспомощности и зависимости от других («Если с ней
что-то случиться, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня
разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
• Прощания.
• Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю»,
«Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство
— это естественный отбор, то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.).
• Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это
будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже
нашел» и т.п.).
Подросток может делать подарки, отдать
свою ценную вещь друзьям, подарить.
Основными
«инструментами» педагогов и специалистов СППС для оценки суицидального риска
является беседа с подростком, наблюдение за ним, информация, полученная от
сверстников (друзей, родственников, учителей предметников), данные медицинской
документации.
Что могут увидеть родители: в первую очередь изменения
настроения, питания, изменения сна, изменение в отношении своей внешности,
самоизоляцию, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме,
переписка в интернете и т.п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе
учащение прогулов), серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды,
частые головные боли и др.) и т.п.
Что могут увидеть педагоги: изменение внешнего вида,
самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности,
небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (притом, что раннее было
другое), частые прогулы (отсутствие на определенных уроках), резкие и
необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти на последних страницах
предметных тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смыслов в сочинениях на
свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла и т.п.
Что могут увидеть сверстники: самоизоляцию, резкие
перепады настроения (несвойственные раннее), повышенную агрессивность,
аутоагрессию (в том числе словесные ключи), изменения внешнего вида, интерес к
теме смерти (способам самоубийства), уныние, изменение интересов и т.п.
Источник:
https://spc-korelichi.schools.by/pages/priznaki-suitsidalnogo-povedenija-u-podrostkov
Комментарии
Отправить комментарий